Прием заявлений на новые ежемесячные выплаты на детей от 8 до 17 лет стартовал еще с 1 июля 2021 года, но их рассмотрение в большинстве случаев занимает очень длительное время. По одобренным заявкам Пенсионный фонд уже осуществляет денежные переводы, однако доля отказных решений по обращениям очень высокая. В первую очередь, заявители получают отказы из-за превышенных доходов или отсутствия официального заработка. Однако в некоторых случаях семьи с детьми получают явно ошибочные отрицательные решения, а иногда ведомство направляет родителям уведомления даже без указания причин отказа.

Необоснованные отказы можно обжаловать: заявитель должен понимать, почему в предоставлении материальной поддержки ему было отказано, чтобы на основании этого принять необходимые действия. Что делать, если пришел отказ, и как его обжаловать — разбираемся в этой статье.

Фото pixabay.com

Почему могут отказать в выплате от 8 до 17 лет

Согласно Постановлению Правительства № 1037 от 28.06.2021, в случае принятия отрицательного решения по пособию на детей от 8 до 17 лет заявителя должны уведомить об этом в течение суток с обязательным указанием причины отказа. Перечень законных оснований следующий:

  • Возраста ребенка не соответствует установленным требованиям. Например, на момент подачи обращения ребенку еще нет восьми лет.
  • Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде превышает региональный прожиточный минимум. Напоминаем, право на выплаты имеют только нуждающиеся семьи (подробнее о том, как считают доходы семьи).
  • Имущество семьи превышает установленный Правительством лимит. В предоставлении пособия откажут, если у заявителя или членов его семьи в собственности несколько квартир, новых машин, земельных участков и т. д. (подробнее о том, как учитывается имущество).
  • У одного из трудоспособных членов семьи нет официального дохода. Пособие положено только тем семьям, где у каждого совершеннолетнего есть подтвержденный доход либо уважительные причины его отсутствия. Чаще всего семьи получают отказы именно из-за этого условия, однако не всегда правило нулевого дохода применяется обоснованно.
  • Ошибки, опечатки или недостоверные данные в заявлении. Нередко из-за невнимательности или технических ошибок родители подают заявление с неверными сведениями, а потом получают отказ.
  • Непредставление документов в установленный срок. Большинство сведений, необходимых для назначения пособия, сотрудники ПФР получают самостоятельно, но иногда требуются дополнительные данные, которые может предоставить только заявитель (например, если у него есть источники доходов в другой стране). Если не успеть предоставить нужные справки в течение 10 дней после подачи заявления, родителю придет отказ в назначении выплаты.

Подробнее о причинах отказа можно читать в отдельной статье.

Почему важно знать причину отказа

Знать, по какой причине пришло отрицательное решение, очень важно — заявитель должен понимать, обоснован отказ или нет. Например, если семья не прошла из-за превышения доходов, заявитель может подать обращение позже, чтобы в расчетном периоде не учитывались месяцы, в которых были крупные денежные поступления (доходы от продажи имущества, премия на работе, декретные выплаты и прочее).

Обсудить причины отказов вы можете в сообществе ЛьготОтвет в ВКонтакте. Присоединяйтесь к опросу!


Однако на практике с новыми ежемесячными выплатами все оказалось не так просто. Нередко родителям приходят уведомления без указания причин, а иногда основания для отказа указаны, но в них нет никакой вины заявителя. Например, если сотрудники ПФР не смогли дождаться ответов на межведомственные запросы, а сроки, отведенные законом на рассмотрение обращения и принятие решения, закончились.

Внимание! Если вы получили отказ в предоставлении пособия без указания причин, свяжитесь с Пенсионным фондом, чтобы выяснить точную причину. Если отказ необоснован или сотрудники ведомства затрудняются назвать основания для отказа, заявитель имеет право подать жалобу на действия ведомства, чтобы не потерять право на получение пособия с месяца обращения.

Можно ли обжаловать отказ на пособие от 8 до 17 лет

Бывает, что заявитель абсолютно уверен, что отказ, который он получил в результате обращения за пособием на детей от 8 до 16 лет, необоснован или принят на основании неверных сведений. Вот лишь некоторые примеры нелепых отказов, которые получили наши подписчики в социальных сетях:

  • по сведениям, полученных из МВД, адрес регистрации заявителя с указанным в заявлении не совпадает, хотя он прописан и проживает там многие годы;
  • матери-одиночке пришел отказ из-за отсутствия доходов, хотя по правилам, утвержденным Правительством, статус одинокого родителя является уважительной причиной отсутствия доходов;
  • среднедушевой доход оказался выше прожиточного минимума, хотя по факту это не так (из-за сбоя в системе у некоторых родителей доходы посчитали дважды, и они получали отказ из-за превышения доходов).

Что же делать в подобных случаях? ПФР советует подать новое заявление, но дело в том, что тогда заявитель потеряет выплаты за один месяц по причине неправомерного отказа, так как при подаче нового заявления в случае одобрения деньги назначат с месяца обращения.

Чтобы не допустить подобного, родители, которые уверены в своей правоте, могут обжаловать полученное решение. Сделать это можно:

  1. С помощью портала Госуслуг.
  2. Через официальный сайт Пенсионного фонда или лично в отделении по месту жительства.
Если отказ действительно был необоснованным, ПФР пересмотрит решение по ранее поданному обращению и назначит пособие. Подробнее о каждом из способов подачи жалоб рассказываем ниже.

Как подать жалобу через Госуслуги

Если родитель или законный представитель ребенка оформлял пособие от 8 до 17 лет через Госуслуги, то самый удобный способ обжаловать отказ — подать жалобу через специальный сервис досудебное обжалование.

Заявителю потребуется указать информацию об услуге, по которой пришел отказ (можно выбрать из своих электронных заявлений), а также дату обращения.

Также заявитель должен указать свои контактные данные, адрес и наименование ведомства, действия которого он обжалует, а также причину подачи жалобы (ее можно узнать из полученного уведомления).

Жалоба на Госуслугах по пособию от 8 до 17 лет будет рассмотрена в течение 15 дней с момента регистрации.

Как оспорить отказ на сайте Пенсионного фонда

Подать жалобу напрямую в Пенсионный фонд можно не только в ходе личного визита, но и через электронные услуги и сервисы ПФР. Сделать это можно в разделе «Обращения граждан» в списке услуг по ссылке.

В электронной форме обращения родитель должен указать необходимые сведения о себе, адрес электронной почты, на которую должен прийти ответ, а также изложить суть обращения.

Обратите внимание! Тема обращения обязательно должна быть указана. Кроме того, если текст жалобы не позволяет определить ее суть, ответ на такое обращение сотрудники ведомства дать не смогут.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006, обращение должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. Следить за ходом и результатами рассмотрения отправленного заявления можно в разделе «История обращений» личном кабинете гражданина на сайте ПФР.

В случае удовлетворения жалобы Пенсионный фонд назначит пособие и выплатит деньги за весь период с даты подачи первого заявления. Если же аргументы заявителя будут опровергнуты, он может обратиться с заявлением в суд, чтобы оспорить это решение.

Не бойтесь отстаивать свои права! Ежемесячные пособия на детей от 8 до 17 лет — это новый вид государственной поддержки, назначением и выплатой которых впервые занимается Пенсионный фонд. Естественно, пока механизм рассмотрения заявлений от граждан еще не налажен, возможны некоторые накладки в работе системы. Поэтому если вы получили отказ в предоставлении выплат, внимательно изучите его причину и обжалуйте результат, если не согласны с ним. Как показывает опыт наших подписчиков, такой подход действительно работает.