Почему доходы для получения ежемесячных детских пособий считаются до вычета налогов?

17:30   16 мая 2022

Большинство ежемесячных детских пособий в 2022 году выплачиваются исходя из принципов адресности и нуждаемости. Это значит, что одним из основных критериев получения господдержки являются низкие доходы семьи, которые сравниваются с величиной прожиточного минимума (ПМ). Помимо доходов для многих пособий также могут учитываться другие критерии нуждаемости (имущественная обеспеченность семьи и т.д.).

К сожалению, многие семьи получают отказ в назначении новых ежемесячных выплат из-за превышения среднедушевого дохода (СД). При этом многие с удивлением для себя узнают, что эти доходы считают «грязными», т.е. до вычета подоходного налога (НДФЛ). Родители недоумевают — правильно это или нет? Ведь эти деньги семья даже не видит, они удерживаются работодателем еще до того, как они будут выданы «на руки». А если не брать в расчет эти обязательные платежи, то многие семьи, по факту располагая меньшими доходами, могли бы пройти под критерии нуждаемости. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе в данной статье.

https://www.pexels.com/ru-ru/photo/6927359/

Фото pexels.com

Для каких пособий считают среднедушевой доход

Раньше практика учета доходов семьи при назначении мер социальной поддержки была распространена не так широко. Понятие малоимущей семьи (или одиноко проживающего гражданина) установлено ст. 6 федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме».

Под малоимущей понимается семья, среднедушевой доход (СД) которой ниже установленного в регионе ПМ.

В основном это понятие использовалось для оказания государственной социальной помощи (ГСП), которая устанавливалась на региональном уровне через органы соцзащиты населения в отношении нуждающихся семей. Однако в связи с расширением мер поддержки, которые действуют на федеральном уровне (в том числе государственных детских пособий), становилось понятным, что в целях более эффективного использования бюджетных средств и снижения уровня бедности в России все больше мер господдержки должны становиться адресными — то есть предоставляться только тем семьям, которые в них действительно нуждаются.

Сейчас большое количество выплат на федеральном и региональном уровне являются адресными. Причем предоставляются они не обязательно малоимущим семьям — в каждом конкретном случае к доходам могут применяться более гибкие критерии, например:

  • доходы могут сравниваться с 2-кратной величиной ПМ, как для ежемесячных выплат на первого и второго ребенка до 3 лет;
  • они и вовсе могут сравниваться не с величиной ПМ, а с другими показателями (например, с долей допустимых расходов на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ для получения субсидии за ЖКХ).

Если говорить о детских пособиях, то для всех новых ежемесячных выплат, которые появились в России с 2018 года, оцениваются доходы:

  • для так называемых «путинских выплат» от 0 до 3 лет на первого и второго ребенка — СД сравнивают с 2-кратной величиной ПМ для трудоспособных граждан в регионе;
  • для ежемесячных выплат от 3 до 7 лет, от 8 до 17 лет и беременным женщинам при ранней постановке на учет — СД сравнивается с величиной регионального ПМ на душу населения.
Также доходы семьи учитываются при оформлении большинства региональных детских пособий, таких как ЕДВ на третьего ребенка до 3 лет и так называемых «маленьких детских» (региональное пособие на ребенка до достижения 16 или 18 лет). В последние годы в большинстве регионов России также получили широкое распространение выплаты на основании социального контракта.

Для всех этих мер господдержки, которые получают миллионы семей, оценивается среднедушевой доход (СД). Поэтому вопрос о том, нужно ли при расчете СД вычитать налоги или нет, является достаточно острым.

СД считается до вычета налогов или нет?

Порядок исчисления СД семьи в целях признания ее малоимущей и оказания ГСП устанавливается федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2003. В этом законе предусмотрено, что при оценке СД «доходы каждого члена семьи <…> учитываются до вычета налогов и сборов», установленных законодательством РФ (см. ст. 7). Связано это с тем, что в величину прожиточного минимума (ПМ), с которым сопоставляются доходы семьи при определении права на меры соцподдержки, также закладываются налоги и другие обязательные платежи.

Фрагмент презентации Института социальной политики НИУ ВШЭ, размещенной на официальном сайте Минтруда (2018 год)

Однако с 2021 года в соответствии с законом № 473-ФЗ от 29.12.2020 методика расчета МРОТ и ПМ в России изменилась. Теперь ПМ определяется как «минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина», которая устанавливается в размере 44,2% от медианного СД.

Аналогичным образом даже с той заработной платы, которая начисляется работникам в размере МРОТ (в 2022 году — 13890 рублей), удерживается подоходный налог в размере 13% (потому что в соответствии с налоговым законодательством зарплата облагается НДФЛ на общих основаниях независимо от ее размера), и на руки человек получает «чистыми» только 12084,3 рубля. Удержание 13% изначально закладывается в сумму МРОТ.

На это неоднократно обращал внимание, в частности, Минтруд России. Например, в январе 2018 года бывший министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин отвечал на вопрос о том, почему реальный МРОТ после удержания налогов будет всегда на 13% ниже величины ПМ (на самом деле в размер ПМ тоже закладывается величина обязательных налогов и сборов, поэтому такое сравнение будет само по себе некорректно).

С 2021 года ситуация обстоит еще проще. Поскольку теперь по новой методике сам ПМ определяется как 44,2% от медианного СД, а доходы при оценке СД учитываются до вычета налогов, то величина этих налогов автоматически закладывается в сумму ПМ.

Если бы налоги никак не закладывались в величину ПМ, то в этом случае его сумма была бы меньше, чем сейчас, на соответствующий процент. И в этом случае среднедушевой доход семьи, учтенный после вычета всех налогов, сравнивался бы с уменьшенной на соответствующую величину суммой ПМ — поэтому результат такого сравнения не изменился бы.

Как посчитать доход до вычета налогов

Статья 217 НК РФ устанавливает виды доходов, с которых не удерживается подоходный налог. В их числе государственные пособия (за исключением выплат по больничным), различные компенсационные выплаты, пенсии, алименты, стипендии, выплаты материнского капитала и т.д. Со всех остальных денежных поступлений, которые не включены в этот перечень (прежде всего, это заработная плата и другие доходы, связанные с выполнением трудовой деятельности, а также в определенных случаях — доходы от реализации имущества), необходимо уплачивать налоги.

Налоговым законодательством также предусмотрены ситуации, в которых гражданин может вернуть уплаченные за определенный период налоги в виде налогового вычета. Это еще одна причина, по которой среднедушевой доход семьи оценивают до уплаты налогов (при этом сами эти вычеты не учитываются в доходах семьи для основных ежемесячных выплат).

Узнать и посчитать свои учтенные официальные доходы до вычета налога по месяцам можно с помощью справки 2-НДФЛ, получить которую можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Там же приводится общая сумма дохода и перечисленная сумма налога за учетный период.

Напомним, доходы семьи при определении права на ежемесячные выплаты учитываются за определенный расчетный период:

  • для «путинских выплат» до 3 лет — это 12 календарных месяцев, которые прошли 6 месяцев назад;

  • для выплат от 3 до 7, от 8 до 17 лет и по беременности — 12 месяцев, которые прошли 4 месяца назад.

❗ Если у вас остались вопросы, можете проконсультироваться в чате с юристом-консультантом внизу этого экрана. Также предлагаем присоединиться к обсуждению в группу ЛьготОтвет в социальных сетях Вконтакте и Одноклассниках, Яндекс.Дзене и Пульс@Mail.ru.

Поделиться мнением

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности
Запрещено любое копирование материалов без письменного разрешения администрации сайта