Выплаты на ребенка для работающей женщины являются формой страхового обеспечения на период ее нетрудоспособности в связи с рождением и воспитанием ребенка. Неработающей маме они выплачиваются через Соцзащиту в фиксированном минимальном размере как социальная помощь.

Положенные к выплате суммы пособий зависят от многих факторов:

  • одни выплаты начисляются в зависимости от размера подтвержденного заработка женщины за предыдущие годы (пособия по социальному страхованию);
  • другие назначаются государством в виде определенной суммы, призванной помочь молодой маме (выплаты в форме государственного социального обеспечения).

Базовые размеры федеральных пособий по всей стране одинаковы. Однако итоговые суммы выплат могут существенно отличаться из-за действия районных коэффициентов — например, для средней полосы России и северных регионов.

Помимо этого, во всех субъектах федерации предусматриваются дополнительные региональные детские пособия, выплачиваемые в соответствии с дополнительными региональными законами из местного бюджета.

Таблица индексации пособий

Пособия, размер которых по законодательству представляет собой фиксированную сумму, с 2008 года подлежат ежегодной индексации. Также индексируются гарантированные государством минимальные размеры выплат, рассчитываемых пропорционально величине среднего заработка.

Индексация проводится умножением текущего размера пособия на установленный коэффициент. В теории он призван учесть повышение цен, произошедшее с момента предыдущей индексации. Однако на практике повышающие коэффициенты давно не успевают за реальными показателями инфляции.

Кроме того, в 2017 году индексация пособий следующая:

  • суммы детских выплат были проиндексированы с 1 февраля 2017 г. по инфляции за прошлый год, как это раньше делалось только в отношении пенсии (это связано из-за сложностей с прогнозированием темпов инфляции на год вперед);
  • совсем не индексировался федеральный материнский капитал (в 2015-2017 гг. его размер составил 453 026 руб.).

Ниже приводится таблица индексации пособий за текущий год и несколько предыдущих лет.

Название пособияДата индексации, повышающий коэффициент и размер пособия
01.02.201701.01.201601.01.2015
1,0541,071,055
Единовременные пособия
Пособие по беременности и родам (минимальное за 140 дней декрета)34 520,55 — между 01.01.2017 и 30.06.201728 555,40 — между 01.01.2016 и 30.06.201627 455,40
35 901,37 — после 01.07.201734 520,55 — после 01.07.2016
При постановке на учет в ранние сроки беременности613,14581,73543,67
Беременной жене военнослужащего по призыву25 892,4624 565,8922 958,78
При рождении ребенка16 350,3315 512,6514 497,80
При передаче ребенка на воспитание в семью — усыновление, опека, приемная семья (в общем случае и ребенка-инвалида)16 350,3315 512,6514 497,80
124 929,83118 529,25110 775,00
Ежемесячные пособия
По уходу за ребенком до 1.5 лет (соответственно на первого малыша / второго и следующих)3 065,692 908,622 718,34
6 131,375 817,245 346,67
На ребенка военнослужащего по призыву11 096,7610 528,249 839,78
На третьего и последующего ребенка до 3 летВ размере регионального детского прожиточного минимума (действует в 50 регионах в 2017 г.)
Региональное пособие на ребенкаРазмер устанавливается региональными законодательными актами
Впервые детские пособия начали индексироваться с 2008 года, после введения в Федеральный закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» статьи 4.2.

Районные коэффициенты для расчета пособий

Один из факторов, влияющих на размер детского пособия, — место проживания семьи. Для районов со сложными климатическими условиями на территории России введены повышающие районные коэффициенты. На них умножается зарплата, с их учетом начисляются детские пособия (ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Районные коэффициенты применяются в отдельных местностях большинства субъектов РФ. В пределах одного региона может действовать несколько повышающих коэффициентов, зависящих от условий проживания и тяжести работы. Значения колеблются от 1.15 до 2.0.

По ст. 316 Трудового кодекса (ТК) РФ, значения коэффициентов и порядок их применения должны устанавливаться Правительством РФ. Фактически они определяются нормами, действовавшими еще в советский период. Сейчас российским правительством рассматривается вопрос об отмене повышающих коэффициентов как изживших себя и создающих дополнительную нагрузку на бухгалтерию. Однако произойдет ли это окончательно — пока неизвестно.

Некоторые примеры районных коэффициентов:

  • Республика Саха (Якутия) — 2.0; 1.7; 1.6; 1.5.
  • Республика Карелия — 1.15; 1.3; 1.4.
  • Мурманская область — 1.4; 1.7; 1.8.
  • Удмуртия, Башкортостан — 1.15.
Те детские выплаты, которые начисляются в процентах от заработной платы, уже косвенно учитывают значения районных коэффициентов. А для минимальных значений и четко установленных величин повышающие значения применяются прямо путем умножения.

Коэффициенты используются в соответствии с фактическим местом работа женщины независимо от того, где юридически зарегистрирован работодатель.

Размеры пособий за счет ФСС

Ряд пособий в связи с материнством в России начисляется через Фонд социального страхования (ФСС). Выплаты через ФСС получают официально трудоустроенные женщины, за которых работодатель платит страховые взносы, а также признанные официально безработными при ликвидации организации и военнослужащие. Эти пособия выплачиваются преимущественно по месту работы (службы) с последующими зачетами денег между работодателем и ФСС.

Размер пособий по социальному страхованию напрямую зависит от среднего заработка получателя. Последний определяется за два календарных года, предшествующих выходу в декрет. Например, для ушедших в отпуск по беременности и родам (БиР) в 2017 г. будет учитываться заработок за расчетные 2015-2016 гг.

Пособия, зависящие от средней зарплаты:

  • Пособие по беременности и родам (декретные) — составляет 100% от среднего заработка получателя. Установлены границы для выплаты: в 2017 г. она не может быть меньше 34 520,55 руб. и больше 265 827,63 руб. при 140 днях декрета.
  • Ежемесячное по уходу за ребенком до 1.5 лет — составляет 40% от среднего заработка на первого малыша и 80% — на второго. Суммарное пособие за всех детей не должно превышать 100% от дохода получателя.

Также работающим из ФСС выплачиваются дополнительные единовременные пособия, размер которых установлен законом в фиксированных суммах:

Неработающие женщины получают указанные виды выплат в минимальном размере через органы соцзащиты населения по месту жительства.

МРОТ для расчета декретных пособий из ФСС (таблица)

Важным показателем при расчете декретного пособия является минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и размер предельной страховой базы. Его размер меняется ежегодно без привязки к коэффициентам индексации отдельным федеральным законом.

Устанавливаются такие значения МРОТ:

  • одно для всей территории РФ, которое учитывается при начислении выплаты по БиР;
  • региональные, которые отличаются между собой и используются субъектами РФ для внутренних целей.

Таблица размеров федерального МРОТ по годам

ГодРазмер МРОТ, руб.
20104 330
20114 611
20124 611
20135 205
20145 554
20155 965
01.01.2016 — 30.06.20166 204
01.07.2016 — 30.06.20177 500
01.07.2017 — 30.06.20187 800

Из таблицы видно, что в 2011-2012 гг. размер МРОТ не менялся, а в 2016 г. и 2017 г. менялся дважды. Те кто обратился за пособием по БиР между 1 января и 30 июня (при расчете суммы по МРОТ) получили меньше, чем те, кто подал документы после 1 июля.

МРОТ учитывается при расчете декретного пособия для женщин с очень маленькой зарплатой или стажем работы до полугода. Пропорционально величине МРОТ также назначаются выплаты из ФСС для индивидуальных предпринимателей.

Предельная база для начисления страховых взносов в ФСС (таблица)

Предельная страховая база — максимальная годовая сумма заработка, с которой взимаются взносы в Фонд социального страхования. Ежегодно значения страховых баз меняются федеральным законом. Этот показатель используется для ограничения максимальной суммы декретных выплат, рассчитываемых из величины среднего заработка.

Значения предельных страховых баз за 2010-2016 гг.:

ГодСтраховая база, руб. в год
2010415 000
2011463 000
2012512 000
2013568 000
2014624 000
2015711 000
2016718 000

Применительно к детским выплатам предельная страховая база имеет значение при расчете пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком. Если годичный доход получателя пособия превышает размер базы, значит, в расчете используется установленный размер базы.

Например, как такая особенность позволяет ограничить максимальное значение пособия по беременности и родам: в 2017 году максимум, который может получить уходящая в декрет женщина, составляет 265827,63 руб. за 140 дней отпуска.

Прожиточный минимум для получения детского пособия

При начислении двух видов федеральных выплат — на третьего ребенка до 3-х лет и пособия на ребенка для малообеспеченных (которое раньше называлось ежемесячным) — важную роль играет детский прожиточный минимум (ПМ). Значения ПМ устанавливаются в среднем по стране и в каждом субъекте РФ в отдельности. Как правило, это происходит ежеквартально за прошедший период.

Сейчас принцип нуждаемости вынесен руководством страны в качестве одного из основополагающих в социальной политике. Он, наряду с критерием адресности, противопоставляется принципу категориальности. Последний использовался для начисления детских пособий в СССР и продолжает применяться до сих пор. По мнению государственных деятелей, он изживает себя как малоэффективный.

Пособие малоимущим начислят в случае, если доход на каждого члена семьи заявителя не превышает установленного регионального прожиточного минимума. А выплата на 3-го ребенка до 3 лет начисляется в размере текущего размера детского прожиточного минимума.

Прожиточный минимум по России за III квартал 2016 г. составляет 9 889 руб. в расчете на душу населения и 9 668 руб. — на ребенка. Значения ПМ для регионов в значительной степени варьируются. Часто они определяются с опережением общегосударственного значения.

  • За 2 квартал 2016 г. в Ненецком автономном округе со сложными условиями проживания ПМ на душу населения составил 19 493 руб., детский — 21 076 руб.
  • В то же время за тот же период в Белгородской области установлен ПМ в размере 8 221 руб., на ребенка — 8 150 руб.

Прожиточный минимум (региональный) учитывается при начислении множества местных детских пособий в субъектах РФ. Его использование является наглядным примером применения критерия нуждаемости.

Заключение

Система детских пособий в России изменяется и, по мнению законодателей, совершенствуется. Размеры выплат на детей зависят от доходов получателя перед выходом в декрет и некоторых других показателей (например, региональных коэффициентов, стажа работы, установленной величины МРОТ и ПМ).

Размеры большинства детских пособий в России, которые выплачиваются в четко установленной сумме, меняются ежегодно в связи с инфляцией. Для этого применяются коэффициенты индексации. Коэффициенты призваны учитывать текущее повышение цен с тем, чтобы обеспечить интересы получателей пособий. Фактически они мало справляются с такими задачами.