Для оформления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет одним из необходимых документов является справка о неполучении пособия. Она подтверждает, что второму родителю (или им обоим) не был назначен и выплачен данный вид материальной поддержки.
Утвержденной формы такая справка не имеет, поэтому пишется произвольно, но с указанием необходимой информации. Учреждение, в которое следует обращаться для получения этого документа, зависит от правового статуса получателя:
- официально работающий (служащий) запрашивает ее у работодателя (по месту службы);
- безработному она предоставляется органами социальной защиты населения (ОСЗН);
- индивидуальный предприниматель может получить ее в Фонде социального страхования (ФСС).
Для оформления справки потребуется предоставить только самые основные документы, а в случае обращения к работодателю не понадобятся даже они. Важно также отметить, что существуют предусмотренные законом ситуации, когда в справке о неполучении пособия нет необходимости.
Справка с места работы отца о том, что он не использует отпуск по уходу
Согласно ч. 4 ст. 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», получение ежемесячного пособия по уходу за одним ребенком до 1,5 лет можно оформить только на одного члена семьи.
Как правило, постоянной заботой о новорожденном в первые годы его жизни занимается мать. По истечению оплачиваемого отпуска по беременности и родам (БиР) ей положен отпуск и ежемесячные выплаты по уходу за ребенком. Для их оформления матери необходимо предоставить с места работы отца справку, подтверждающую факт того, он сам не является их получателем и не находится в отпуске по уходу.
На получение справки такого содержания от работодателя или с места службы имеют право:
- официально работающие граждане (в том числе госслужащие);
- женщины-военнослужащие контрактной службы;
- служащие в составе силовых структур (в том числе таможенники и пожарные).
Справка со второго места работы родителя о неполучении пособия до 1.5 лет
Существуют ситуации, когда родитель, не претендующий на получение ежемесячных выплат имеет несколько официальных источников дохода (работает по совместительству). В таком случае, необходимо предоставить доказательства, что сотрудник не получает это пособие ни в одной из организаций, где он трудоустроен. Для оформления выплат первым родителем потребуется предоставление справок со всех официальных мест работы второго.
Такая мера была принята государством во избежание мошеннических действий, то есть одновременного получения назначенных выплат обоими родителями.
Бывает и так, что претендующий на выплату родитель трудоустроен у двух и более официальных работодателей. В таком случае он должен предоставить такие справки с дополнительных официальных источников дохода тому работодателю, через которого будет осуществляться выплата средств.
Справка из соцзащиты о неполучении пособия до 1.5 лет
В случае, если справку необходимо получить родителю (или иному родственнику, опекуну), который является официально неработающим, необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты населения.
В отделении соцзащиты по месту регистрации могут получить справку следующие категории граждан:
- студенты очного отделения ВУЗа, учащиеся техникумов;
- безработные, состоящие на учете в службе занятости;
- работники, не оформленные официально у работодателей;
- женщины, уволенные в период беременности или отпуска по БиР из-за ликвидации организации.
Справка отцу о неполучении пособия из ФСС
Индивидуальные предприниматели (ИП), лица, занимающиеся частной практикой, а также получающие доход от своей деятельности и при этом официально зарегистрированные (самозанятые), обращаются для получения справки о неполучении пособия в ФСС России.
Вышеуказанных граждан при этом можно разделить на два типа по наличию правоотношений по обязательному социальному страхованию:
- добровольно оплачивающие страховые взносы (на основании договора);
- не заключившие договор с ФСС и не отчисляющие туда средства.
Лицам из второй категории сначала потребуется взять справку в Фонде об отсутствии договора по соцстрахованию, а затем обращаться в ОСЗН. Поскольку незастрахованные в ФСС лица должны оформлять пособие в соцзащите, то и справку о его неполучении им в конечном счете требуется брать там же.
Указанный метод оформления справки не может использоваться специалистами частной практики и самозанятыми гражданами.
Образец справки о неполучении отцом ребенка пособия до 1.5 лет
Сведения, которые должны присутствовать в справке о неполучении ежемесячных выплат по уходу:
- наименование организации, ее контакты и реквизиты;
- дата выдачи и регистрационный номер документа;
- Ф. И. О. лица, запросившего справку (при оформлении по месту работы — должность сотрудника и период официального трудоустройства в компании);
- информация о том, что пособие до 1.5 лет не начислялось и не выплачивалось с указанием Ф. И. О. ребенка и даты его рождения;
- цель выдачи (чаще всего пишется обобщенная формулировка «для предъявления по месту требования»);
- подписи (с расшифровкой) должностного лица, выдающего справку, и руководителя организации;
- печать.
Хоть справка и не имеет стандартов оформления, будет лучше, если указать перечисленные выше сведения в полном объеме. Если будет отсутствовать печать организации или, например, подпись работодателя, это может послужить поводом для бюрократических проволочек.
Какие документы нужны для получения справки?
Для оформления справки о неполучении пособия по уходу за ребенком по месту работы (службы) необходимо обратиться в отдел кадров (или другое ответственное подразделение) либо непосредственно к руководителю. Дополнительных документов работодатель, как правило, не запрашивает, так как обладает всеми необходимыми данными (которые требуют указания в данном документе) о своих работниках.
Для получения документа в органах Соцзащиты необходимо предоставить:
- паспорт заявителя;
- свидетельство о рождении;
В том случае, если получатель справки является учащимся по очной форме, ему необходимо предоставить справку из своего учебного заведения.
Чтобы получить справку, будучи ИП или занимаясь частной практикой, родителю необходимо предоставить в ФСС:
- заявление на получение справки;
- ИНН индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о регистрации в ЕГРИП (Единый государственный реестр ИП).
Когда справка не нужна?
Существуют два типа жизненных ситуаций, в рамках которых предоставление справки о неполучении выплат не потребуется. К ним относятся:
- развод между родителями был оформлен до фактической подачи заявления на выплаты;
- в свидетельстве о рождении ребенка нет записи об отце.
Иногда родители новорожденного не проживают вместе, но формально не расторгли брак. Если с супругом договориться не удается, женщина может напрямую запросить официальным заказным письмом у его работодателя изготовление такой справки. Руководство мужа в этом случае может пойти навстречу (хотя законом это не предусмотрено).
Если компромисса с работодателем супруга достичь не удалось, то необходимо обратиться в суд (либо с требованием о предоставлении указанной справки, либо с целью расторгнуть брак).