Выплаты на ребенка для работающей женщины являются формой страхового обеспечения на период ее нетрудоспособности в связи с рождением и воспитанием ребенка. Неработающей маме они выплачиваются через Соцзащиту в фиксированном минимальном размере как социальная помощь.
Положенные к выплате суммы пособий зависят от многих факторов:
- одни выплаты начисляются в зависимости от размера подтвержденного заработка женщины за предыдущие годы (пособия по социальному страхованию);
- другие назначаются государством в виде определенной суммы, призванной помочь молодой маме (выплаты в форме государственного социального обеспечения).
Базовые размеры федеральных пособий по всей стране одинаковы. Однако итоговые суммы выплат могут существенно отличаться из-за действия районных коэффициентов — например, для средней полосы России и северных регионов.
Таблица индексации пособий
Пособия, размер которых по законодательству представляет собой фиксированную сумму, с 2008 года подлежат ежегодной индексации. Также индексируются гарантированные государством минимальные размеры выплат, рассчитываемых пропорционально величине среднего заработка.
Индексация проводится умножением текущего размера пособия на установленный коэффициент. В теории он призван учесть повышение цен, произошедшее с момента предыдущей индексации. Однако на практике повышающие коэффициенты давно не успевают за реальными показателями инфляции.
Кроме того, в 2017 году индексация пособий следующая:
- суммы детских выплат были проиндексированы с 1 февраля 2017 г. по инфляции за прошлый год, как это раньше делалось только в отношении пенсии (это связано из-за сложностей с прогнозированием темпов инфляции на год вперед);
- совсем не индексировался федеральный материнский капитал (в 2015-2017 гг. его размер составил 453 026 руб.).
Ниже приводится таблица индексации пособий за текущий год и несколько предыдущих лет.
Название пособия | Дата индексации, повышающий коэффициент и размер пособия | ||
---|---|---|---|
01.02.2017 | 01.01.2016 | 01.01.2015 | |
1,054 | 1,07 | 1,055 | |
Единовременные пособия | |||
Пособие по беременности и родам (минимальное за 140 дней декрета) | 34 520,55 — между 01.01.2017 и 30.06.2017 | 28 555,40 — между 01.01.2016 и 30.06.2016 | 27 455,40 |
35 901,37 — после 01.07.2017 | 34 520,55 — после 01.07.2016 | ||
При постановке на учет в ранние сроки беременности | 613,14 | 581,73 | 543,67 |
Беременной жене военнослужащего по призыву | 25 892,46 | 24 565,89 | 22 958,78 |
При рождении ребенка | 16 350,33 | 15 512,65 | 14 497,80 |
При передаче ребенка на воспитание в семью — усыновление, опека, приемная семья (в общем случае и ребенка-инвалида) | 16 350,33 | 15 512,65 | 14 497,80 |
124 929,83 | 118 529,25 | 110 775,00 | |
Ежемесячные пособия | |||
По уходу за ребенком до 1.5 лет (соответственно на первого малыша / второго и следующих) | 3 065,69 | 2 908,62 | 2 718,34 |
6 131,37 | 5 817,24 | 5 346,67 | |
На ребенка военнослужащего по призыву | 11 096,76 | 10 528,24 | 9 839,78 |
На третьего и последующего ребенка до 3 лет | В размере регионального детского прожиточного минимума (действует в 78 регионах в 2020 г.) | ||
Региональное пособие на ребенка | Размер устанавливается региональными законодательными актами |
Районные коэффициенты для расчета пособий
Один из факторов, влияющих на размер детского пособия, — место проживания семьи. Для районов со сложными климатическими условиями на территории России введены повышающие районные коэффициенты. На них умножается зарплата, с их учетом начисляются детские пособия (ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Районные коэффициенты применяются в отдельных местностях большинства субъектов РФ. В пределах одного региона может действовать несколько повышающих коэффициентов, зависящих от условий проживания и тяжести работы. Значения колеблются от 1.15 до 2.0.
По ст. 316 Трудового кодекса (ТК) РФ, значения коэффициентов и порядок их применения должны устанавливаться Правительством РФ. Фактически они определяются нормами, действовавшими еще в советский период. Сейчас российским правительством рассматривается вопрос об отмене повышающих коэффициентов как изживших себя и создающих дополнительную нагрузку на бухгалтерию. Однако произойдет ли это окончательно — пока неизвестно.
Некоторые примеры районных коэффициентов:
- Республика Саха (Якутия) — 2.0; 1.7; 1.6; 1.5.
- Республика Карелия — 1.15; 1.3; 1.4.
- Мурманская область — 1.4; 1.7; 1.8.
- Удмуртия, Башкортостан — 1.15.
Коэффициенты используются в соответствии с фактическим местом работа женщины независимо от того, где юридически зарегистрирован работодатель.
Размеры пособий за счет ФСС
Ряд пособий в связи с материнством в России начисляется через Фонд социального страхования (ФСС). Выплаты через ФСС получают официально трудоустроенные женщины, за которых работодатель платит страховые взносы, а также признанные официально безработными при ликвидации организации и военнослужащие. Эти пособия выплачиваются преимущественно по месту работы (службы) с последующими зачетами денег между работодателем и ФСС.
Размер пособий по социальному страхованию напрямую зависит от среднего заработка получателя. Последний определяется за два календарных года, предшествующих выходу в декрет. Например, для ушедших в отпуск по беременности и родам (БиР) в 2017 г. будет учитываться заработок за расчетные 2015-2016 гг.
Пособия, зависящие от средней зарплаты:
- Пособие по беременности и родам (декретные) — составляет 100% от среднего заработка получателя. Установлены границы для выплаты: в 2017 г. она не может быть меньше 34 520,55 руб. и больше 265 827,63 руб. при 140 днях декрета.
- Ежемесячное по уходу за ребенком до 1.5 лет — составляет 40% от среднего заработка на первого малыша и 80% — на второго. Суммарное пособие за всех детей не должно превышать 100% от дохода получателя.
Также работающим из ФСС выплачиваются дополнительные единовременные пособия, размер которых установлен законом в фиксированных суммах:
- Пособие для женщин, ставших на учет по беременности в срок до 12 недель.
- Единовременная выплата при рождении ребенка или передаче его в семью.
МРОТ для расчета декретных пособий из ФСС (таблица)
Важным показателем при расчете декретного пособия является минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и размер предельной страховой базы. Его размер меняется ежегодно без привязки к коэффициентам индексации отдельным федеральным законом.
Устанавливаются такие значения МРОТ:
- одно для всей территории РФ, которое учитывается при начислении выплаты по БиР;
- региональные, которые отличаются между собой и используются субъектами РФ для внутренних целей.
Таблица размеров федерального МРОТ по годам
Год | Размер МРОТ, руб. |
---|---|
2010 | 4 330 |
2011 | 4 611 |
2012 | 4 611 |
2013 | 5 205 |
2014 | 5 554 |
2015 | 5 965 |
01.01.2016 — 30.06.2016 | 6 204 |
01.07.2016 — 30.06.2017 | 7 500 |
01.07.2017 — 30.06.2018 | 7 800 |
Из таблицы видно, что в 2011-2012 гг. размер МРОТ не менялся, а в 2016 г. и 2017 г. менялся дважды. Те кто обратился за пособием по БиР между 1 января и 30 июня (при расчете суммы по МРОТ) получили меньше, чем те, кто подал документы после 1 июля.
Предельная база для начисления страховых взносов в ФСС (таблица)
Предельная страховая база — максимальная годовая сумма заработка, с которой взимаются взносы в Фонд социального страхования. Ежегодно значения страховых баз меняются федеральным законом. Этот показатель используется для ограничения максимальной суммы декретных выплат, рассчитываемых из величины среднего заработка.
Значения предельных страховых баз за 2010-2016 гг.:
Год | Страховая база, руб. в год |
---|---|
2010 | 415 000 |
2011 | 463 000 |
2012 | 512 000 |
2013 | 568 000 |
2014 | 624 000 |
2015 | 711 000 |
2016 | 718 000 |
Применительно к детским выплатам предельная страховая база имеет значение при расчете пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком. Если годичный доход получателя пособия превышает размер базы, значит, в расчете используется установленный размер базы.
Например, как такая особенность позволяет ограничить максимальное значение пособия по беременности и родам: в 2017 году максимум, который может получить уходящая в декрет женщина, составляет 265827,63 руб. за 140 дней отпуска.
Прожиточный минимум для получения детского пособия
При начислении двух видов федеральных выплат — на третьего ребенка до 3-х лет и пособия на ребенка для малообеспеченных (которое раньше называлось ежемесячным) — важную роль играет детский прожиточный минимум (ПМ). Значения ПМ устанавливаются в среднем по стране и в каждом субъекте РФ в отдельности. Как правило, это происходит ежеквартально за прошедший период.
Сейчас принцип нуждаемости вынесен руководством страны в качестве одного из основополагающих в социальной политике. Он, наряду с критерием адресности, противопоставляется принципу категориальности. Последний использовался для начисления детских пособий в СССР и продолжает применяться до сих пор. По мнению государственных деятелей, он изживает себя как малоэффективный.
Прожиточный минимум по России за III квартал 2016 г. составляет 9 889 руб. в расчете на душу населения и 9 668 руб. — на ребенка. Значения ПМ для регионов в значительной степени варьируются. Часто они определяются с опережением общегосударственного значения.
- За 2 квартал 2016 г. в Ненецком автономном округе со сложными условиями проживания ПМ на душу населения составил 19 493 руб., детский — 21 076 руб.
- В то же время за тот же период в Белгородской области установлен ПМ в размере 8 221 руб., на ребенка — 8 150 руб.
Прожиточный минимум (региональный) учитывается при начислении множества местных детских пособий в субъектах РФ. Его использование является наглядным примером применения критерия нуждаемости.
Заключение
Система детских пособий в России изменяется и, по мнению законодателей, совершенствуется. Размеры выплат на детей зависят от доходов получателя перед выходом в декрет и некоторых других показателей (например, региональных коэффициентов, стажа работы, установленной величины МРОТ и ПМ).
Размеры большинства детских пособий в России, которые выплачиваются в четко установленной сумме, меняются ежегодно в связи с инфляцией. Для этого применяются коэффициенты индексации. Коэффициенты призваны учитывать текущее повышение цен с тем, чтобы обеспечить интересы получателей пособий. Фактически они мало справляются с такими задачами.
Мне нужно узнать точные выплаты единовременного пособия для неработающих и малообеспеченных семей в Москве.