Выплаты на ребенка для работающей женщины являются формой страхового обеспечения на период ее нетрудоспособности в связи с рождением и воспитанием ребенка. Неработающей маме они выплачиваются через Соцзащиту в фиксированном минимальном размере как социальная помощь.

Положенные к выплате суммы пособий зависят от многих факторов:

  • одни выплаты начисляются в зависимости от размера подтвержденного заработка женщины за предыдущие годы (пособия по социальному страхованию);
  • другие назначаются государством в виде определенной суммы, призванной помочь молодой маме (выплаты в форме государственного социального обеспечения).

Базовые размеры федеральных пособий по всей стране одинаковы. Однако итоговые суммы выплат могут существенно отличаться из-за действия районных коэффициентов — например, для средней полосы России и северных регионов.

Помимо этого, во всех субъектах федерации предусматриваются дополнительные региональные детские пособия, выплачиваемые в соответствии с дополнительными региональными законами из местного бюджета.

Таблица индексации пособий

Пособия, размер которых по законодательству представляет собой фиксированную сумму, с 2008 года подлежат ежегодной индексации. Также индексируются гарантированные государством минимальные размеры выплат, рассчитываемых пропорционально величине среднего заработка.

Индексация проводится умножением текущего размера пособия на установленный коэффициент. В теории он призван учесть повышение цен, произошедшее с момента предыдущей индексации. Однако на практике повышающие коэффициенты давно не успевают за реальными показателями инфляции.

Кроме того, в 2017 году индексация пособий следующая:

  • суммы детских выплат были проиндексированы с 1 февраля 2017 г. по инфляции за прошлый год, как это раньше делалось только в отношении пенсии (это связано из-за сложностей с прогнозированием темпов инфляции на год вперед);
  • совсем не индексировался федеральный материнский капитал (в 2015-2017 гг. его размер составил 453 026 руб.).

Ниже приводится таблица индексации пособий за текущий год и несколько предыдущих лет.

Название пособия Дата индексации, повышающий коэффициент и размер пособия
01.02.2017 01.01.2016 01.01.2015
1,054 1,07 1,055
Единовременные пособия
Пособие по беременности и родам (минимальное за 140 дней декрета) 34 520,55 — между 01.01.2017 и 30.06.2017 28 555,40 — между 01.01.2016 и 30.06.2016 27 455,40
35 901,37 — после 01.07.2017 34 520,55 — после 01.07.2016
При постановке на учет в ранние сроки беременности 613,14 581,73 543,67
Беременной жене военнослужащего по призыву 25 892,46 24 565,89 22 958,78
При рождении ребенка 16 350,33 15 512,65 14 497,80
При передаче ребенка на воспитание в семью — усыновление, опека, приемная семья (в общем случае и ребенка-инвалида) 16 350,33 15 512,65 14 497,80
124 929,83 118 529,25 110 775,00
Ежемесячные пособия
По уходу за ребенком до 1.5 лет (соответственно на первого малыша / второго и следующих) 3 065,69 2 908,62 2 718,34
6 131,37 5 817,24 5 346,67
На ребенка военнослужащего по призыву 11 096,76 10 528,24 9 839,78
На третьего и последующего ребенка до 3 лет В размере регионального детского прожиточного минимума (действует в 78 регионах в 2020 г.)
Региональное пособие на ребенка Размер устанавливается региональными законодательными актами
Впервые детские пособия начали индексироваться с 2008 года, после введения в Федеральный закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» статьи 4.2.

Районные коэффициенты для расчета пособий

Один из факторов, влияющих на размер детского пособия, — место проживания семьи. Для районов со сложными климатическими условиями на территории России введены повышающие районные коэффициенты. На них умножается зарплата, с их учетом начисляются детские пособия (ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Районные коэффициенты применяются в отдельных местностях большинства субъектов РФ. В пределах одного региона может действовать несколько повышающих коэффициентов, зависящих от условий проживания и тяжести работы. Значения колеблются от 1.15 до 2.0.

По ст. 316 Трудового кодекса (ТК) РФ, значения коэффициентов и порядок их применения должны устанавливаться Правительством РФ. Фактически они определяются нормами, действовавшими еще в советский период. Сейчас российским правительством рассматривается вопрос об отмене повышающих коэффициентов как изживших себя и создающих дополнительную нагрузку на бухгалтерию. Однако произойдет ли это окончательно — пока неизвестно.

Некоторые примеры районных коэффициентов:

  • Республика Саха (Якутия) — 2.0; 1.7; 1.6; 1.5.
  • Республика Карелия — 1.15; 1.3; 1.4.
  • Мурманская область — 1.4; 1.7; 1.8.
  • Удмуртия, Башкортостан — 1.15.
Те детские выплаты, которые начисляются в процентах от заработной платы, уже косвенно учитывают значения районных коэффициентов. А для минимальных значений и четко установленных величин повышающие значения применяются прямо путем умножения.

Коэффициенты используются в соответствии с фактическим местом работа женщины независимо от того, где юридически зарегистрирован работодатель.

Размеры пособий за счет ФСС

Ряд пособий в связи с материнством в России начисляется через Фонд социального страхования (ФСС). Выплаты через ФСС получают официально трудоустроенные женщины, за которых работодатель платит страховые взносы, а также признанные официально безработными при ликвидации организации и военнослужащие. Эти пособия выплачиваются преимущественно по месту работы (службы) с последующими зачетами денег между работодателем и ФСС.

Размер пособий по социальному страхованию напрямую зависит от среднего заработка получателя. Последний определяется за два календарных года, предшествующих выходу в декрет. Например, для ушедших в отпуск по беременности и родам (БиР) в 2017 г. будет учитываться заработок за расчетные 2015-2016 гг.

Пособия, зависящие от средней зарплаты:

  • Пособие по беременности и родам (декретные) — составляет 100% от среднего заработка получателя. Установлены границы для выплаты: в 2017 г. она не может быть меньше 34 520,55 руб. и больше 265 827,63 руб. при 140 днях декрета.
  • Ежемесячное по уходу за ребенком до 1.5 лет — составляет 40% от среднего заработка на первого малыша и 80% — на второго. Суммарное пособие за всех детей не должно превышать 100% от дохода получателя.

Также работающим из ФСС выплачиваются дополнительные единовременные пособия, размер которых установлен законом в фиксированных суммах:

Неработающие женщины получают указанные виды выплат в минимальном размере через органы соцзащиты населения по месту жительства.

МРОТ для расчета декретных пособий из ФСС (таблица)

Важным показателем при расчете декретного пособия является минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и размер предельной страховой базы. Его размер меняется ежегодно без привязки к коэффициентам индексации отдельным федеральным законом.

Устанавливаются такие значения МРОТ:

  • одно для всей территории РФ, которое учитывается при начислении выплаты по БиР;
  • региональные, которые отличаются между собой и используются субъектами РФ для внутренних целей.

Таблица размеров федерального МРОТ по годам

Год Размер МРОТ, руб.
2010 4 330
2011 4 611
2012 4 611
2013 5 205
2014 5 554
2015 5 965
01.01.2016 — 30.06.2016 6 204
01.07.2016 — 30.06.2017 7 500
01.07.2017 — 30.06.2018 7 800

Из таблицы видно, что в 2011-2012 гг. размер МРОТ не менялся, а в 2016 г. и 2017 г. менялся дважды. Те кто обратился за пособием по БиР между 1 января и 30 июня (при расчете суммы по МРОТ) получили меньше, чем те, кто подал документы после 1 июля.

МРОТ учитывается при расчете декретного пособия для женщин с очень маленькой зарплатой или стажем работы до полугода. Пропорционально величине МРОТ также назначаются выплаты из ФСС для индивидуальных предпринимателей.

Предельная база для начисления страховых взносов в ФСС (таблица)

Предельная страховая база — максимальная годовая сумма заработка, с которой взимаются взносы в Фонд социального страхования. Ежегодно значения страховых баз меняются федеральным законом. Этот показатель используется для ограничения максимальной суммы декретных выплат, рассчитываемых из величины среднего заработка.

Значения предельных страховых баз за 2010-2016 гг.:

Год Страховая база, руб. в год
2010 415 000
2011 463 000
2012 512 000
2013 568 000
2014 624 000
2015 711 000
2016 718 000

Применительно к детским выплатам предельная страховая база имеет значение при расчете пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком. Если годичный доход получателя пособия превышает размер базы, значит, в расчете используется установленный размер базы.

Например, как такая особенность позволяет ограничить максимальное значение пособия по беременности и родам: в 2017 году максимум, который может получить уходящая в декрет женщина, составляет 265827,63 руб. за 140 дней отпуска.

Прожиточный минимум для получения детского пособия

При начислении двух видов федеральных выплат — на третьего ребенка до 3-х лет и пособия на ребенка для малообеспеченных (которое раньше называлось ежемесячным) — важную роль играет детский прожиточный минимум (ПМ). Значения ПМ устанавливаются в среднем по стране и в каждом субъекте РФ в отдельности. Как правило, это происходит ежеквартально за прошедший период.

Сейчас принцип нуждаемости вынесен руководством страны в качестве одного из основополагающих в социальной политике. Он, наряду с критерием адресности, противопоставляется принципу категориальности. Последний использовался для начисления детских пособий в СССР и продолжает применяться до сих пор. По мнению государственных деятелей, он изживает себя как малоэффективный.

Пособие малоимущим начислят в случае, если доход на каждого члена семьи заявителя не превышает установленного регионального прожиточного минимума. А выплата на 3-го ребенка до 3 лет начисляется в размере текущего размера детского прожиточного минимума.

Прожиточный минимум по России за III квартал 2016 г. составляет 9 889 руб. в расчете на душу населения и 9 668 руб. — на ребенка. Значения ПМ для регионов в значительной степени варьируются. Часто они определяются с опережением общегосударственного значения.

  • За 2 квартал 2016 г. в Ненецком автономном округе со сложными условиями проживания ПМ на душу населения составил 19 493 руб., детский — 21 076 руб.
  • В то же время за тот же период в Белгородской области установлен ПМ в размере 8 221 руб., на ребенка — 8 150 руб.

Прожиточный минимум (региональный) учитывается при начислении множества местных детских пособий в субъектах РФ. Его использование является наглядным примером применения критерия нуждаемости.

Заключение

Система детских пособий в России изменяется и, по мнению законодателей, совершенствуется. Размеры выплат на детей зависят от доходов получателя перед выходом в декрет и некоторых других показателей (например, региональных коэффициентов, стажа работы, установленной величины МРОТ и ПМ).

Размеры большинства детских пособий в России, которые выплачиваются в четко установленной сумме, меняются ежегодно в связи с инфляцией. Для этого применяются коэффициенты индексации. Коэффициенты призваны учитывать текущее повышение цен с тем, чтобы обеспечить интересы получателей пособий. Фактически они мало справляются с такими задачами.