Будет ли дистанционное обучение в 14 регионах России?

15:22   15 января 2021

В последнее время среди родителей, учеников и учителей все чаще появляется информация, что в 14 регионах России введут дистанционный режим обучения школьников. Отчасти эти слухи связаны с тем, что в некоторых субъектах страны действительно начнется эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» (ЦОС). Однако на самом деле цель ЦОС — это не переход к онлайн-обучению на постоянной основе, а модернизация системы школьного образования при помощи современных технологий.

В этой статье вы узнаете:

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-1183465/

Фото pixabay.com

«Проект по дистанционному обучению до 2022 года» — что это такое на самом деле?

С 1 сентября 2020 года в России планировалось начать эксперимент по внедрению в школах «Цифровой образовательной среды» (ЦОС). Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» эксперимент будет проводиться с 10 декабря 2020 по 31 декабря 2022 года. Ранее в проекте Постановления перечислялись 14 пилотных регионов, однако в принятой версии документа они не упоминаются.

ЦОС — это единая информационная система, которая объединит всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей и администрацию школы. Основная задача системы — создать безопасную электронную образовательную среду, которая поможет обеспечить доступность и высокое качество обучения на всех уровнях и усовершенствовать традиционную классно-урочную систему.

В каких 14 регионах будет проводиться «эксперимент по дистанционному обучению»

По предварительным данным, эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды рассчитан на 2020–2022 годы. В нем будут участвовать 14 регионов России:

  • Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области;
  • Алтайский и Пермский края;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

В принятой версии Постановления Правительства пилотные регионы не указаны. Возможно, этот список останется таким же. Мы обновим статью, как только появится новая информация. Пилотный проект ЦОС позволит выработать единую для всей страны методику перехода к интерактивной модели обучения.

Как будет работать федеральный проект ЦОС в школах

Как уже упоминалось, «Цифровая образовательная среда» расширит возможности интерактивного обучения, а не заменит собой живое общение детей с педагогом. Единая информационная среда позволит применять в традиционной системе различные возможности электронного образования, в том числе и дистанционные технологии в случае необходимости (например, при какой-либо эпидемии или при длительной болезни ученика). Также планируется разработать единый стандарт оборудования школ техническими и материальными средствами, которому должны будут соответствовать все общеобразовательные учреждения страны.

Благодаря внедрению программы ЦОС учителя и ученики получат следующие преимущества:

  • высокоскоростной интернет в школах;
  • технические средства для более эффективного обучения: планшеты, компьютеры, проекторы и так далее;
  • различные электронные образовательные ресурсы, которые позволят обучаться дистанционно детям, которые не могут лично посещать школу, например, из-за болезни;
  • информационные ресурсы, с помощью которых будет происходить электронный документооборот и автоматический сбор данных;
  • интеграция ЦОС с порталом «Госуслуг», чтобы родители и ученики могли в режиме одного окна пользоваться образовательными ресурсами.
Таким образом, при помощи ЦОС даже отдаленные российские регионы получат доступ к передовым образовательным технологиям и стандартам, в результате чего существенно повысится качество образования.

Существует ли закон о дистанционном обучении в России?

Большое количество споров и недопонимания в обществе вызвал законопроект № 957354-7 под названием «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие предположили, что инициатива появилась с целью перевести все российские школы на дистант.

Одним из авторов этой инициативы является Лилия Гумерова — глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Она разъяснила, что новый законопроект призван устранить ряд пробелов в действующем законодательстве, которые возникли в условиях неожиданного перевода всех школ на дистанционное обучение.

Например, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при осуществлении онлайн-программ в образовании. Благодаря законопроекту министерства получат возможность выработать четкий регламент дистанционного обучения. Если в законах появятся четкие правила и требования к проведению онлайн-уроков, то в случае экстренной ситуации, когда школы нужно будет перевести на дистант, каждая образовательная организация получит точную и подробную инструкцию.

Подтверждением того, что переводить все школы на дистанционку на постоянной основе в ближайшее время не планируется, также является законопроект № 963511-7 «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» по вопросу добровольности дистанционного обучения». Эта инициатива предлагает:

  • законодательно установить добровольность дистанционного образования за исключением форс-мажорных обстоятельств;
  • прописать обязанность властей за счет бюджета обеспечить детей, вынужденных перейти на дистанционное обучение, компьютерами с необходимыми для проведения занятий программами, а также интернетом.

Будет ли в России дистанционное обучение?

С весны 2020 и до окончания прошлого учебного года обучение в школах России происходило в дистанционно. Эта мера была вынужденной: прибегнуть к ней пришлось из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции. Частично такой режим сохранялся и сохраняется в некоторых регионах России и в новом — 2021/2022 — учебном году. Однако связаны эти меры не с тем, что в России хотят полностью перевести школы на «дистанционку», а со сложной эпидемиологической обстановкой в ряде субъектов РФ.

В новом учебном году школы должны придерживаться рекомендаций по организации работы в условиях сохранения риска распространения коронавируса, перечисленных в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.

Как относятся родители к дистанционному обучению в школе?

Из-за того, что онлайн-формат был введен в спешке и без необходимой подготовки, ученики, родители и педагоги столкнулись с рядом сложностей: отсутствие техники для дистанционного обучения, нехватка оборудования, недостаточное количество методических разработок.

Все это привело к тому, что в обществе возникло негативное отношение к дистанционному обучению среди всех участников образовательного процесса. Например, результаты опроса в группе «ЛьготОтвет» в социальной сети «ВКонтакте» показали, что большинство родителей выступает за традиционный формат обучения:

  • из 11941 проголосовавших 9603 (это 80% опрошенных) категорически против дистанционного обучения и считают, что дети должны ходить в школу и общаться друг с другом и учителями;
  • 11% проголосовавших согласны на дистант только в качестве временной меры;
  • почти 5% ответивших согласны совмещать онлайн-уроки и обычное посещение школы;
  • только 3% ответивших выступает за полный переход на дистанционное обучение.
Мнения родителей о дистанционном обучении в школе в 2020 году

Анализ комментариев к опросу также показал, что большая часть родителей выступала за возобновление занятий в привычном формате с 1 сентября.

Отзывы о законопроекте по дистанционному обучению

Мнение учителей о проведении онлайн-уроков

Нам удалось получить комментарии некоторых учителей по поводу того, комфортно ли им было работать в условиях дистанта в прошлом учебном году.

«Дистанционное обучение — это, в первую очередь, очень неудобно. У некоторых учеников до сих пор нет выхода в интернет, и по большому счету они вообще никак не обучались. У младших школьников нередко учились в большей степени родители. Если всех переведут с сентября на онлайн-обучение, это будет крайне неудобно. А как же обучать первоклассников? Невозможно учиться онлайн. Я считаю, что с сентября дети должны пойти в школу. Конечно, при этом учебный процесс должен происходить в соответствии с требованиями безопасности, чтобы максимально снизить риск заражения».

Екатерина Валерьевна С., учитель общеобразовательной школы Брянского района

«Дистанционное обучение не может стать альтернативой традиционному на данный момент, так как:

  1. Возникают трудности с технической стороны. У многих детей просто нет возможности выходить в интернет, а в некоторых семьях детей несколько, а компьютер или даже телефон один.
  2. Сами учителя и система образования в целом не готовы к дистанционному обучению (зачастую не хватает технического оснащения или же опыта и навыков).
  3. Взаимодействие онлайн «через экран» не заменит живого общения.

Кроме того, на данный момент онлайн-обучение представляет собой дополнительный стресс как для учителей, так и для детей. Работы становится больше, это практически 24 на 7, особенно за счет проверки домашних работ.

Я считаю, что лучше продолжить образовательный процесс в традиционной классно-урочной системе».

Ксения Алексеевна А., учитель общеобразовательной школы г. Брянска

Поделиться мнением

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности